КИМ обучающихся

Контрольно-измерительные материалы

по программе «Азбука леса»

 

Педагог дополнительного образования:


Стартовая аттестация

 

Задание 1. Назови группы животных:

  1. Животные у которых шесть ног (три пары) - ___________________________________
  2. Водное животное, тело которого покрыто чешуёй -_____________________________
  3. Животное, тело которых покрыто перьями - ___________________________________
  4. Животное, тело которых покрыто шерстью -___________________________________
  5. Жабы и лягушки относятся к - _______________________________________________
  6. Змеи, ящерицы, черепахи - __________________________________________________

 

Задание 2. Найди характерные признаки млекопитающих

       а) тело покрыто шерстью.

       б) млекопитающих называют – звери.

       в) детенышей все млекопитающие выкармливают молоком.

       г) все млекопитающие имеют одинаковое строение тела.

 

Задание 3. Закончи фразу, чтобы она была верной «У большинства зверей…»

       а) 2 конечности.

       б) 4 конечности.

       в) 6 конечностей.

 

Задание 4. Распредели млекопитающих на группы по способу питания (необходимо в таблицу записать номера, под которыми животные обозначены).

1. лось, 2. заяц, 3. белка,4. рысь, 5. бурундук, 6. мышь, 7. медведь, 8. норка, 9. бобр, 10. лиса, 11. еж, 12. кабан, 13. горностай.

 

Хищные

Растительноядные

Всеядные

 

 

 

 

Задание 5. Соедини стрелками «Кто, где живет?»

 

            белка

 

хатка

       медведь

 

логово

             волк

 

дупло

          барсук

 

нора

             бобр

 

Берлога

 

Задание 6. Распредели млекопитающих по приспособлению к жизни

барсук (__); белка (__); лиса (__); олень (__); волк (__); медведь (__); заяц (__); бурундук (__); бобр (__); кабан (__).

         «М» - миграция;

         «А» - активный образ жизни;

         «П» - пищевые припасы;

         «С» - спячка.

 

Задание 7. Заполни звено пищевой цепи  для млекопитающего

 

                а) Кедровый орех  -------  Белка ----------   (…………………)

 

                б)  Злаковое растение ----------  (………………..) ------------- Лиса

 

Задание 8. Выбрать правильный ответ на вопрос:  Как сохранить животных тайги?

        а) ничего не делать, сами выживут;

        б) создавать заповедники и заказники;

        в) разумно использовать дары леса;

        г) забирать больных животных, растения выращивать дома;

        д) твой вариант ___________________________________

 

Критерии результативности стартовой аттестации.

 

Уровни

Количество верных ответов

Процент

Высокий

6 и более

80%-100%

Средний

4 и более

60%-70%

Низкий

Менее 4 правильных ответов

50%

ОТВЕТЫ

Задание 1

1–насекомое, 2–рыбы, 3–птицы, 4–млекопитающие, 5–земноводные,

6 – пресмыкающиеся

Задание 2

А Б В Г

Задание 3

 Б

Задание 4

Хищные – 4, 8, 10, 13; растительноядные – 1, 2, 5, 6, 9; всеядные – 3, 7, 11, 12.

Задание 5

Белка – дупло, медведь – берлога, волк – логово, барсук – нора, бобр – хатка.

Задание 6

М – олень, кабан; А – белка, лиса, волк, заяц, кабан; П – белка, бобр; С – барсук, медведь, бурундук, бобр.

Задание 7

 а) куница   б) мышь - полевка

Задание 8

Б, В

Промежуточная аттестация

 

Задание 1. Назови  характерные признаки млекопитающих:

      а) это животные, у которых шесть ног (три пары);

      б) животные, тело которых покрыто шерстью;

      в) млекопитающие выкармливают детенышей молоком;

      г) все млекопитающие имеют одинаковое строение тела.

Задание 2: Перечислите строение тела млекопитающего:

Задание 3.  Обозначь характерные признаки птиц

       а) тело птиц покрыто перьями и они способны летать;

       б) стрекоза – это птица, ведь она летает;

       в) большинство костей в птичьем скелете полые;

       г) все птицы имеют одинаковой строение тела  и пера;

       д) птицы, в отличие от других животных, способны различать цвета.

Задание 4. Назови водоплавающих птиц.

1. сова, 2. клест, 4. лебедь, 5. синица, 6. воробей, 7. утка, 8. чайка, 10. глухарь, 11. гусь, 12. кедровка.

Задание 5. Соедини стрелками «Кто, где живет?»

дрофа

 

водоем

кедровка

 

открытое пространство

кулик

 

лес

воробей

 

болото

лебедь

 

культурные ландшафты

Задание 6. Распредели птиц на группы (внеси в таблицу цифры по разделам).

1. ласточка, 2. глухарь, 3. свиристель, 4. воробей, 5. синица, 6. голубь,  7. чайка, 8. аист,

9. трясогузка, 10. турухтан.

Зимующие

Перелетные

Задание 7. Закончи фразу, чтобы она была верной: « У птиц…»

        а) 2 конечности (лапы);

        б) 4 конечности (лапы);

        в) 6 конечностей (лапы).

 

Задание 8. Исследуй экологическую нишу птицы по факторам

 

1. Название птицы

2. Место обитания

3. Условия существования

4. Приспособление

5. Корм

Лебедь

 

 

 

 

 

Задание 9. Выдели причины гибели птиц

       а) наблюдение за птицами;

       б) лесные пожары;

       в) длительные перелеты;

       г) деятельность человека.

 

Задание 10. Как сохранить птиц тайги?

       а) ничего не делать, сами выживут;

       б) создавать заповедники и заказники;

       в) не вырубать леса;

       г) забирать больных птенцов, выращивать дома;

       д) твой вариант.

 

Критерии результативности промежуточной  аттестации

 

Уровни

Количество верных ответов

Процент

Высокий

7 и более

80%-100%

Средний

5 и более

60%-70%

Низкий

Менее 5 правильных ответов

50%

 

ОТВЕТЫ

 

Задание 1

б, в, г.

Задание 2

голова, шея, туловище, хвост, 4 конечности – (лапы, ноги)

Задание 3

а, в, г, д.

Задание 4

4, 7, 8, 11.

Задание 5

Дрофа – открытое пространство, кедровка – лес, кулик – болото, воробей – культурные ландшафты, лебедь – водоем.

Задание 6

Зимующие – 2, 3, 4, 5, 6. Перелетные – 1, 7, 8, 9, 10.

Задание 7

б – 2 лапы, 2 крыла

Задание 8

1 – лебедь; 2 – водоем; 3 – корм; место обитания; 4 – перепонки, перелетные; 5 – мелкие рачки и растения водоема.

Задание 9

б, в, г.

Задание 10

а, б, в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация

 

Задание 1. Распредели млекопитающих по приспособлению к жизни

 

 белка (__); лиса (__); олень (__); волк (__); медведь (__); заяц (__); бурундук (__); бобр (__)

         «М» - миграция;

         «А» - активный образ жизни;

         «П» - пищевые припасы;

          «С» - спячка.

 

Задание 2. Распредели млекопитающих на группы по способу питания (необходимо в таблицу записать номера, под которыми животные обозначены).

 

  1. лось, 2. заяц, 3. белка, 4. рысь, 5. бурундук, 6. мышь, 7. медведь, 8. бобр, 9. лиса, 10. еж, 

 

Хищные

Растительноядные

Всеядные

 

 

 

 

Задание 3. Соедини стрелками «Кто, где живет?»

 

дрофа

 

водоем

кедровка

 

открытое пространство

кулик

 

лес

воробей

 

болото

лебедь

 

культурные ландшафты

Задание 4. Назови строение пера птицы

 

 

Задание 5. Исследуй экологическую нишу птицы по факторам

 

Название птицы

Место обитания

Условия существования

Приспособление

Корм

 

 

 

 

 

 

Задание 6 . Прочитай предложения и выдели те, в которых обозначены характерные признаки тайги

а)  В этой природной зоне выпадает большое количество осадков в течение года.

б)  В этой природой зоне жаркое продолжительное лето.

в)  В этой природой зоне  богатый растительный и животный мир.

г)  В этой природой  зоне уже в сентябре начинается зима.

д) В этой природной зоне в лесах много непроходимого бурелома.

Задание 7. Прочитай предложения и выдели те, в которых обозначены характерные признаки тундры

а) В этой природной зоне дуют сильные ветры, неделями бушуют вьюги.

б) В этой природой зоне короткое лето и оттаивает только верхний слой земли.

в) В этой природой зоне  выпадает мало осадков, дуют сильные ветры – суховеи.

г) В этой природой  зоне корни всех растений находятся в верхнем слое почвы, растения низкорослые с мелкими листочками.

д) В этой природной зоне большие площади покрыты лесами.

 

Задание 8. Прочитай предложения и выдели те, в которых обозначены характерные признаки степи

а) В этой природной зоне до самого горизонта простирается гладкая равнина, покрытая травянистой растительностью.

Б) В этой природой зоне  много болот и озер.

В) В этой природой зоне  выпадает мало осадков, дуют сильные ветры – суховеи.

Г) В этой природой  зоне много солнца, жаркое продолжительное  лето и короткая зима.

Д) В этой природной зоне большие площади покрыты лесами.

 

Задание 9.  Распредели обитателей природных зон

 

Белка, песец, глухарь,  полярная сова, тушканчик, лисица-корсак, лемминг, дрофа, соболь, северный олень.

 

Тундра

Тайга

Степь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10.  Приведи  примера  групп растений тайги, степи, тундры

 

Травы

Кустарники

Кустарнички

Деревья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 11.  Приведи  по два-три  примера  групп растений

Хвойные

Лиственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 12.  Составь пищевые цепи для следующих обитателей природных зон

Северный олень

---

 

----

 

 

Дрофа

----

 

----

 

 

 

Куница

---

 

----

 

 

Задание 13.  Распредели растения по ярусам леса:  береза,  шиповник, кедр, ромашка, калина, клевер.

  • 1 ярус __________________________________________
  • 2 ярус___________________________________________
  • 3 ярус___________________________________________

 

Задание 14. Выбери правильный ответ

а)  Поверхность земли тундры покрыта мхами и лишайниками  (да, нет).

б)  Второе название карликовой березы – ерник (да, нет).

в)  В тундре живет рысь (да, нет).

г)  Розовую чайку называют - птица с «ожерельем» (да, нет).

д)  Лемминги живут в дупле (да, нет).

Критерии результативности итоговой аттестации

 

Уровни

Количество верных ответов

Процент

Высокий

11  и более

80%-100%

Средний

8 и более

60%-70%

Низкий

Менее 7 правильных ответов

50 %

 

ОТВЕТЫ

 

Задание 1

М – олень; А – белка, лиса, волк. Заяц; П – белка; С – медведь, бурундук, бобр.

Задание 2

Хищники – 4, 9; растительноядные – 1, 2, 5, 6, 8; всеядные – 3, 7, 10.

Задание 3

Дрофа – открытое пространство, кедровка – лес, кулик – болото, воробей – культурный ландшафты, лебедь – водоем.

Задание 4

очин, ствол, контурное перо, пуховое перо

Задание 5

1 – кедровка; 2 – хвойный лес; 3 – корм; место обитания; 4 – запасы кедровых орехов, зимующая (пуховое перо), 5 – кедровые орехи.

Задание 6

а, в, д.

Задание 7

а, б, г.

Задание 8

а, в, г.

Задание 9

Тундра – полярная сова, лемминг, песец, северный олень.

Тайга – соболь, глухарь, белка.

Степь – лисица-корсак, тушканчик, дрофа.

Задание 10

Кустарнички – брусника голубика; травы – ковыль, пижма; деревья – тополь, ель; кустарники – шиповник, можжевельник.

Задание 11

Хвойные – пихта, сосна, кедр; лиственные – береза, осина, рябина.

Задание 12

Дрофа –  насекомое – растение; куница – белка – кедровый орех; северный олень – ягель (олений мох) – вода

Задание 13

1 ярус – береза, лиственница; 2 ярус – шиповник, калина, 3 ярус – ромашка, клевер.

Задание 14

а) да,  б) да,  в) нет,  г) да,  д) нет.

 Мониторинг результатов освоения программы      "Мир леса" 

Время проведения

Цель проведения мониторинга

Формы мониторинга

Стартовая аттестация

В начале учебного года (сентябрь)

Определение уровня знаний

обучающихся.

Беседа

Итоговая аттестация

В конце учебного года (май)

Определение степени усвоения

обучающимися программного

материала.

 

 

 

 

 

 

Опрос,

наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Для определения знаний, умений и навыков, обучающихся следующие показатели:

Высокий уровень: обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Средний уровень: обучающиеся частично владеют учебным материалом. Выполнение практической работы, работы с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками происходит под наблюдением педагога или с помощью сверстника. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях и животных ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Низкий уровень: обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.

 

Система контроля и отслеживания результатов.

 

Раздел

Требования к предметным результатам

Требования к

метапредметным  результатам

Требования к личностным результатам

Форма контроля

Мир вокруг нас

Неживая и живая природа (различия, краткая характеристика объектов живой и неживой природы).

Понимания связи живой и не живой природы.

Животные разнообразия (млекопитающие,

птицы, насекомые,

рыбы, паукообразные), домашние, дикие

животные.

- понимать

учебную задачу,

- осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится,

принимать

ценности

природного

мира.

Игра «В мире животных»

Азбука леса

- отличительные признаки дерева, как жизненной формы растений (2 хвойных и 2 лиственных пород);

-  уметь различать лиственные и хвойные деревья;

- сравнивать ель и сосну;

- описывать дерево по плану.

- понимать учебную задачу,

- осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится,

принимать

ценности

природного

 мира.

Игра

 «Лесовичок»

Царство растений

- понятия тайга,

- виды хвойных деревьев,

- виды лиственных деревьев,

- травянистые растения леса (Иван-чай, кислица обыкновенная, хвощ, подорожник, крапива)

- 4 шляпочных грибов, правила сбора грибов,

- мхи,

- лекарственные растения тайги (мать - и – мачеха, сосна, крапива, береза)

- отвечать на итоговые вопросы.

- понимать

учебную задачу,

- осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Учебн-

познавательная игра

«Растения нашего края»

Лес общий дом

Знать: - насекомые (пяденица, махаон, божья коровка, майский жук);

- земноводные (травяная лягушка, сибирская лягушка);

- птицы (утка кряква, лебедь шипун, сизая чайка стерх, орлан

белохвост, болотная

сова, клест, синица,

дятел, снегирь,

свиристель воробей, глухарь, тетере,

кукушка, трясогузка, стриж, скворец, голубь);

- млекопитающие (рысь, соболь, песец, белка,

куница, норка, соболь, лисица, волк, медведь, заяц, лось)

Уметь: - определять

животного по

иллюстрации,

классифицировать

животных, составлять загадки, разгадывать

загадки.

- понимать учебную задачу,

- осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

- отмечать в природном окружение то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира.

Учебно - познавательная игра «Эти

забавные

животные».

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий