Урок на тему «Грибы» — думаем, рассуждаем, узнаем Если спросить малышей, к какой группе относятся грибы, они, без сомнения, ответят – к растениям.
В качестве доказательств могут быть приведены следующие доводы:
неподвижный образ жизни; пассивное питание (растворенными в воде веществами). Тут-то и можно преподнести им сюрприз, рассказав о том, что клетка гриба по своему строению больше напоминает клетку животного – к примеру, жука или скорпиона, так как покрыта хитиновой (панцирной) оболочкой. Кроме того, грибы не могут под действием солнечных лучей вырабатывать собственные питательные вещества, как это делают растения, а значит, это тоже служит отличительным признаком.
Спросите деток: где чаще всего в лесу можно встретить гриб? Конечно же, под деревом. Не даром многие грибы получили свои названия от названий своих лучших друзей — деревьев, под которыми они растут (под-осиновик, под-березовик). А чем объясняется такое соседство? Как раз тем, что грибы не могут обеспечить себя всеми нужными веществами, как это делают растения. Поэтому многие из них стараются дружить с деревьями, чтобы через их корни получать те продукты, которых им не хватает.
Размышляем, на какие большие группы делятся все грибы? Конечно же, на грибы съедобные и грибы не съедобные .
Съедобные и несъедобные грибы Пусть детки вспомнят самых известных представителей каждой группы, а вы помогайте им, заранее вооружившись карточками-фотографиями с изображением грибов.
Для лучшего усвоения и большей наглядности, на доске или столе закрепите карточки с названием группы: «Съедобные грибы» и «Несъедобные грибы». Каждую картинку после обсуждения отправляйте в соответствующую группу. При этом грибы-двойники лучше изучать параллельно, это научит малышей быть осторожными в процессе их сбора.
В изучении съедобных грибов вам поможет видео-презентация «Съедобные грибы»:
VIDEO
Карточки с изображениями грибов Как правило, ребятишки знают следующие виды:
Шампиньон. Этот гриб специально выращивается в теплицах, так как он, в отличие от многих своих собратьев, не нуждается в соседстве с деревьями. Какие два отличительных признака шампиньона нужно запомнить? Первый – розовый или темно-коричневый цвет пластинок под шляпкой. Второй – красноватый или желтый оттенок мякоти гриба. И, конечно же, нужно помнить об уникальном аромате этого гриба, который невозможно ни с чем перепутать, если хотя бы раз вдохнуть.
Картинка шампиньон для детей Сразу же вспоминаем, как называется двойник этого благородного гриба? Конечно же, бледная поганка. Рассматриваем ее изображение, ищем отличительные черты. Самые наблюдательные смогут отметить:
белый цвет пластинок под шапкой; наличие специфического мешочка у основания ножки гриба. Дополняем, что мякоть бледной поганки на срезе всегда остается бледной, за что этот гриб и получил свое название.
Картинка поганка для детей Шагаем дальше и вспоминаем следующие съедобные грибы:
Сыроежка. Этот гриб отличается яркостью и разнообразием окрасок своей шапки. От поганок он отличается толстой ножкой, мясистой шляпкой и хрупкой мякотью. А своим названием он обязан тому факту, что не требует длительной варки, так как не содержит вредных веществ.
Картинка сыроежка для детей Подберезовик. Один из ярких представителей союза грибов с деревьями. Отличается необычным (крапчатым) цветом своей ножки и трубчатым строением шапки.
Картинка подберезовик для детей Подосиновик. Из его названия видно, что этот гриб особенно дружен с осиной. И его шапочка ярко-красного цвета – такая же, как листья осины осенью.
Картинка подосиновик для детей Рыжик отличается от остальных грибов не только своим цветом, но и тем, что его срез со временем приобретает синий оттенок.
Картинка рыжик для детей Опята. Дружные грибы, которые растут на пеньках срубленных или погибших деревьев. Одни из самых поздних грибов, появляются лишь в начале осени.
Картинка опята для детей Маслята. Необычные грибы, растущие в хвойных лесах. Их шапочка покрыта слоем маслянистой жидкости, за что они и получили свое название.
Картинка маслята для детей Груздь. Всеобщий любимец, царь соленых грибов. Отличается необычной формой и короткой ножкой. Встречается в двух видах – мокрый (его поверхность покрыта бахромой и слегка влажная) и сухой – с гладкой шляпкой.
Картинка груздь для детей Белый гриб, боровик. Благородный представитель своего вида. Обладатель очень толстой, мясистой светлой ножки и шляпки с трубчатым строением низа.
Картинка белый гриб для детей Лисички. Необычные рыжие грибы, у которых ножка плавно переходит в шляпку с волнистым краем.
Картинка грибы лисички для детей Говоря о лисичках, сразу же нужно вспомнить их опасного двойника – ложных лисичек, и обратить внимание на их отличия от настоящих: неприятный запах, яркую окраску (с красноватым оттенком), ровные края шляпки.
Тут же вспоминаем о самом известном не съедобном грибе – мухоморе . Рассуждаем, откуда могло произойти это название. Ребятишкам запоминается тот факт, что мухомор очень опасен для различных насекомых, и наши предки раскладывали его грибы на окнах, чтобы в дом не залетали мухи.
Картинка гриб мухомор для детей Каждый малыш знает, как выглядит этот гриб, настолько уникальна его окраска. Детям будет также интересно узнать, что шляпка мухомора может быть не только красной, но и коричневой или желтой.
Еще один очень оригинальный несъедобный гриб — трутовик . Это многолетний паразитирующий гриб, который произрастает на живом дереве или пне. Их достаточно много разных видов. Он является санитаром леса, разлагая органические соединения на минеральные. Благодаря полезным свойствам активно используется в медицине. Что интересно, некоторые его виды в некоторых странах могут употреблятся в пищу при условии специального приготовления.
Картинка трутовик для детей И, наконец, вспомним еще одного необычного представителя грибного царства – трюфель. Этот деликатесный гриб растет в лиственных лесах, причем под слоем земли. Поэтому для его добычи используют различные способы. Особенно хорошо находят трюфели свиньи и специально обученные собаки.
Картинка гриб трюфель для детей Для большей наглядности используем плакат с изображением всех распространенных съедобных и не съедобных грибов, среди которых находим знакомые, а также изучаем ранее не встречавшиеся грибы.
Плакат с грибами Через плакат, на котором изображения грибов прорисованы, плавно переходим к следующей, закрепляющей части занятия – картинкам с грибами. На некоторых из них отображены основные особенности каждого гриба, благодаря чему он становится узнаваемым. На других мы видим общие контуры грибов. Можно предложить малышам загадки или стишки о грибах, которые подходят к картинкам.
Картинка для детей гриб (стихи о грибах, загадки о грибах) используются с целью закрепления знания названий основных частей гриба; при помощи них мы пытаемся вспомнить, как и какими частями, а также характерным местом своего обитания отличаются друг от друга те грибы, которые сегодня изучали.
Загадки про грибы Например, можно предложить такие стишки и загадки:
Шапочка моя –
Там, где хвоя.
На солнце блестит,
В руках скользит. (масленок)
С толстой ножкой, невелик,
В мох укрылся…(боровик).
Если заберусь в корзину –
Будет вам запас на зиму.
Очень я хорош на вкус!
Догадались? Это … (груздь).
Водят дружный хоровод
Рыжие сестрички.
Каждый сразу тут поймет:
Перед ним … (лисички).
На пеньке сидит отважно
Кучка храбрецов-ребят.
Их легко узнает каждый:
Кто ж не знает про ….(опят)?
Всех оттенков и цветов
Шапочки у тех грибов.
Собирайте их без спешки,
Очень хрупки …(сыроежки).
Посмотрите на видео загадки про грибы:VIDEO
Как завершение занятия, для включения в работу моторной памяти, в итоговой части предлагаем малышам поработать с раскраской. Раскраска гриб настраивает малышей на спокойный лад.
Раскраски с грибами Гриб картинка Гриб раскраска Мухомор картинка для детей Мухомор раскраска для детей Осенний гриб картинка Осенний гриб раскраска По окончании работы нужно рассмотреть все результаты и даже сделать импровизированную выставку окрашенных в яркие тона грибов.
Презентация «грибы для детей» на видео: VIDEO
Картинки с грибами Картинка с грибами №1 Картинка с грибами №2 Картинки с грибами-домиками Кому-то могут пригодиться картинки с забавными грибами-домиками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий