вторник, 12 января 2021 г.

Методическая разработка на тему «Использование методов проблемного обучения на занятиях по программе «Мир леса»

 


В соответствие с планом работы натуралистического отдела вступила на совещании отдела отчет за февраль 2021

Из опыта работы педагога: Конарева Н.А. «Использование методов проблемного обучения на занятиях по программе «Мир леса».

Подготовила: педагог дополнительного образования Конарева Наталия Алексеевна

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

 

Немного истории.

Появление такого инновационного веяния в педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

 

Проблемное обучение — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с педагогом и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения :

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

·         Проблемный вопрос

·         Проблемная задача

·         Проблемная ситуация

1.  Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задачаПроблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2.

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

3)Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная

ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Проблемная ситуация №1,металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду, сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация №2, педагог предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана педагогом, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае педагог обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

·         Приемы создания проблемных ситуаций

·         Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

·         Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

·         Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

·         Создание противоречия, проблемной ситуации.

·         Организация противоречия в практической деятельности детей

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от

непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических

принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

• Дым в соседней квартире. Твои действия?

• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

• Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

В результате работы по внедрению проблемного обучения дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

 



Конспект занятия с использованием проблемного обучения.

«Давайте с природой дружить!»

Ход занятия.

Цель:

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы). Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

 Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

 Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности, развивать психические процессы сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по разным моделям. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками.

Оборудование:

Фонограмма пения птиц, карточки от д/и «Правила поведения в природе»( 9 штук), Красная книга растений РФ и Красная книга животных РФ, физическая карта РФ, ½ ватмана на мольберте для составления загадок, маркер, наборное полотно, картинки с изображением растений и животных (ландыш,клевер,шиповник,земляника,купальница,подорожник,ель,зубр,ги-малайский медведь, жаба камышовая, амурский тигр, филин, сёмга, чайка белая, черепаха дальневосточная, дельфин белобокий), мяч.

Педагог: 

 Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок.  Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

-Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.

-Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Загадка:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года — это всё вокруг… (природа)

П.- Почему вы так решили?

Дети: - Природа — это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д. 

П.- Жизнь всех людей тесно связана с природой! Почему

так говорят? Может ли человек жить без природы? А природа без человека?

Д.- Вода нужна, чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.

Звучит запись пения птиц.

П.- Ребята, а чьи это голоса? Где их можно услышать? Ребята, мы, оказывается, попали с вами на лесную полянку. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес?

Д.- Свежесть ,запах хвои, пение птиц, шум ветра…

П.-  Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу?

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи, ты же видишь: мы свои.

Входит  Лесовичок.

Л. –Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники  разоряете, цветы топчете ,зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!

П. –Лесовик, среди наших ребят ты найдёшь себе помощников .Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Л. –Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. В лес пущу только тех, кто расскажет мне о правилах поведения в природе. В моём волшебном лесу я расставил знаки. Найдите и объясните их правильно — это будет ваше задание.

Дети берут со стола карточки и объясняют их.

Правило 1. Нельзя шуметь!  (Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)

Правило 2. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)

Правило 3. Не оставляйте надписи на природных объектах.

Правило 4. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)

Правило 5. Не оставлять не затушенные костры. (Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а, уходя, потушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки. Помните: из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!)

Правило 6. Не оставляйте после себя мусор!  (Полиэтилен и металлические банки плохо разрушаются микроорганизмами. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)

Правило 7. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных. Не вырывать с корнями цветы.

Правило 8. Не брать детёнышей зверей и птенцов из леса в город. (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.)

Правило 9. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом: в него может попасть молния!

Л. –Молодцы, ребята! Знаки вы знаете. А может кто-то хочет ещё дополнить «лесные правила»?

Дети читают стихи.

1.Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин –дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Л. –Запомните, ребята, эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения.

П. – Ребята, мы справились с заданием Лесовичка, а теперь давайте немного отдохнём. Разбейтесь на пары.

Этюд «Дрозды»

Я дрозд, и ты дрозд. (показывают в паре на себя и партнёра)

У меня нос и у тебя нос.

У меня щёчки гладенькие и у тебя щёчки гладенькие.


У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие.

Я твой друг, и ты мой друг. Я люблю тебя! (обнимаются)

П.-Ребята, давайте присядем на нашей полянке. (садятся на стульчики)

-Ребята, а умеете ли вы дружить? Как вы думаете, кто такой друг?

-Если друг заболел, что мы делаем? А если другу грустно?

-Ребята, а с кем можно дружить? А вы знаете, что можно дружить с природой?

-В чём может проявляться наша дружба с природой?

Д.- Беречь, охранять, ухаживать.

П.-А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом- планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.

-Учёные заметили, что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных, тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

-Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать. Хотите на неё посмотреть?(показ Красной книги растений РФ и Красной книги животных РФ)

-Ребята, а почему именно Красная книга?

Д.- Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!» 

П.- Хотите узнать о животных и растениях Красной книги?

-Я вам расскажу об одном растении из Красной книги. О каком, вы узнаете с помощью игры «Да-нитка», угадав вот из этого ряда растений с помощью пространственных определений справа, слева, между.

Выставляется на наборном полотне ряд растений: ландыш, шиповник, земляника, клевер, купальница, подорожник, ель. (дети угадывают ландыш)

П.- Послушайте про него загадку:

Белые фонарики на зелёной ножке я весною встретила на лесной дорожке. (Ландыш)

Рассказ воспитателя о ландыше.

Поздней весной в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветай образуются оранжево-красные ягоды. Они ядовиты.

-Ребята, а можно ли нарвать букет ландышей и принести его домой? Или оставить их в лесу?

-В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Тем более, что ландыши – цветочки, появляются не на всех листьях. Корень ландыша живёт примерно 21 год, а цветёт он в возрасте 7-13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей, придём через год на то место, где собирали цветы, а их там не будет. Так как нам поступать? Рвать ландыши или нет?

-А знаете, что ландыши — это лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне им надо лечиться. Ландыш - ядовитое растение. Листья, а особенно плоды ландыша ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

-Почему рядом с изображением ландыша красный кружок?

Д.- Охраняемое лекарственное растение - ядовитое).

П.-А теперь давайте ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

Физкультминутка:

1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать.  (топают ногами)

С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить.  (прижимают руку к груди)

2.Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать, (хлопки)

Всех соседей уважать.

П.-Молодцы, ребята, присаживайтесь. (Выставляется на мольберте наборное полотно с изображениями зубра, тигра амурского, жабы камышовой, филина, сёмги, черепахи дальневосточной, чайки белой, гималайского медведя, дельфина белобокого.)

- Посмотрите внимательно на это полотно. Кого вы здесь видите? Что вы можете мне сказать об этих животных? Что их объединяет?  

Д.-Они все из Красной книги.

П.-Я хочу вам предложить об одном из них составить загадку. А о каком, вы попробуете отгадать по общим признакам при помощи игры «Да-нетка», используя все свои знания об этих животных. (хищник, травоядный, всеядный, летает, плавает, бегает, с рогами и т.д.)

П.-Правильно, ребята, это зубр. А что вы о нём знаете?

Рассказ детей о зубре.

Д.- Зубр — это красивое, крупное животное, которое живёт в стаде. У зубра есть рога и хвост. На голове растёт густая шерсть. Питаются зубры растительной пищей, поэтому они предпочитают места обитания, в которых имеется травянистая растительность. Маленькие зубрята могут питаться молоком в течение целого года. Живут зубры до 25 лет.

П.-А теперь давайте составим о зубре загадку, по нашей схеме. Что тут написано?

Д.- Какой? и Кто такой же?

Какой?

Кто такой же?

 

1.Большой.

2.Горбатый.

3.Рогатый.

1.Шкаф. Дом. Слон. Дуб.

2.Верблюд. Гора.

3.Лось. Олень. Коза. Баран.

П.-А теперь посмотрите на нашу загадку и попробуйте её прочитать.

 Д.- Большой, но не слон. Горбатый, но не верблюд. Рогатый, но не олень.

Заслушивается 3 загадки.

П.- Молодцы! Загадки получились все разные и интересные.

-Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.

Дидактическая игра с мячом «Кто я?»

Дети становятся в круг, ведущий бросает мяч и задаёт вопрос:

-Я умею кусаться. Кто я? (комар, собака, змея, волк, лиса, акула)

-Я умею ползать. Кто я? (змея, гусеница, червяк, жук, муравей)

-Я умею нападать. Кто я? (лев, тигр, змея, медведь, волк, гепард)

-Я умею лететь. Кто я? (бабочка, птица, майский жук, комар, стрекоза)

-Я умею прыгать. Кто я? (кузнечик, заяц, антилопа, кенгуру, лягушка, воробей.

Дети садятся на стульчики.

П. -Ребята, а вы знаете, что ещё делают люди, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных?

Д.- Создают заповедники, Национальные парки.

-Отгадайте загадку:

Море есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. (Географическая карта)

П.-А какие вы знаете заповедники и Национальные парки? Кто может показать, где они расположены на карте? (Белогорье, Приокско-Террасный заповедник, Байкальский заповедник, Большой Арктический заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», показать заповедники ХМАО-Югра).

Дети отмечают на физической карте местонахождение заповедников.

Выставляется классификация объектов живой природы.

П.-Хорошо, ребята. А посмотрите внимательно на нашу классификацию. Что обозначают эти значки?

П.-Живая природа. Т.е., всё живое может питаться, дышать, двигаться, чувствовать и размножаться.

П.-Я загадала объект живой природы. Попробуйте определить, что я загадала с помощью этой классификации (Белый аист - птица перелётная, крупная, клюв длинный, она белая).

-Правильно, это белый аист. Но сегодня я вам хочу рассказать про другого аиста. Этот аист необычный, он чёрный.

Рассказ педагога о чёрном аисте.

 Чёрный аист - крупная птица с длинной шеей и ногами. Окраска оперения чёрная с металлическим блеском. Белое только брюхо и подхвостье. Клюв и ноги красные. Птица эта нелюдимая, предпочитает селиться подальше от деревень во влажных лесах, по соседству с болотами, реками или заболоченными лугами. А со своим белым собратом она видится обычно во время обеда. Питается преимущественно рыбой, реже – лягушками и змеями. Чёрные аисты в отличие от белых, улетают в тёплые края не стаями, а по - одиночке. В РФ они занесены в Красную книгу – список редких животных, которые охраняются.

-А теперь я вам предлагаю ещё немного поиграть с микрофоном в игру «Я знаю», где мы будем называть растения и животных, занесённых в Красную книгу. (Дети, передавая микрофон друг другу, по очереди называют животных и растения, занесённые в Красную книгу).

-Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

Г. –У какого животного самая длинная шея? (жираф)

Д. – Какое самое крупное морское животное? (кит)

Г. – Какое животное спасает утопающих?

Д. –Какая трава растёт выше дерева? (бамбук)

Г. – Какое дерево – самый первый медонос? (ива)

Д. – Самое высокое дерево в мире? (эвкалипт)

Г. – Самый крупный хищник на земле? (белый медведь)

Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)

Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

Д.  Самая маленькая птичка? (колибри)

Г.  Какая птица первой прилетает весной? (грач)

Д У какого дерева кора не нагревается даже в самую жаркую погоду? (берёза)

Г. –Кого называют «царём зверей»? (льва)

7:7 ничья! В викторине победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые живут на нашей планете.

Дети читают стихотворение Б. Заходера:

1реб. - Все, все, все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

2 реб. -  Нужны все на свете, нужны все подряд.

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

3 реб. - Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы всё-таки очень друг другу нужны

И если нам кто-то лишним кажется, то это, конечно, ошибкой окажется.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий