четверг, 27 мая 2021 г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Удивительный мир природы»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»



 

 

 

 

 

 

 

  

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Удивительный мир природы»

 

 

 

Возраст  обучающихся: 5-8 лет

Срок  реализации: 9 месяцев

 

 

 

Автор-составитель:

Конарева Наталия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск, 2020 г.










 

Пояснительная записка

 

            Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир природы»  разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Концепцией организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре//утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.05.2013 № 437; приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы…» (Приказ №1087 от 13.08.2015 г.); «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством  образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09; муниципальных правовых актов.

В последние два десятилетия экологическому воспитанию и образованию уделяется особое место. В «Федеральном законе об охране окружающей среды» обозначена необходимость экологического просвещения, всеобщего комплексного экологического образования, в том числе и через систему образования.

В процессе развития, обучения и воспитания ребенок приобретает навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, в окружающем мире. Однако, с каждым годом возрастает процент детей с  ограниченными возможностями здоровья. Дети с  ОВЗ – дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ  являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность. Они являются полноправными членами общества и обладают потребностями к приобщению к разнообразным формам образования и труда, в том числе и к культуре. В силу наличия физического и (или) психического отклонения процесс социализации (т.е., включения в систему общественных отношений с людьми, природой, присвоение опыта) имеет свои нюансы. Проблемы социализации детей с ОВЗ широко известны: значительные ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельностью. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. 

Зачастую дети с ОВЗ имеют ограниченное, а порой и искаженное представление об окружающем мире, в том числе и о природе, сниженный интерес к познанию нового, проявляют эмоциональную бедность, потребительское отношение к окружающему. Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир природы» рассчитана на категорию детей с ЗПР, УО и слабослышащих в возрасте от 5 до 8 лет. Программа пробуждает у детей с ограниченными возможностями здоровья любознательность и интерес в изучении многообразия видов лесных животных и растений ХМАО-Югры. Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с  нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников и младших школьников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы педагога. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

Окружающая природа эмоционально захватывает ребёнка, поражает его воображение. Содержание природоведческих знаний очень занимательно для детей и побуждает их к размышлению, сомнению, сравнению, обобщению.    

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и младших школьников с ОВЗ имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника и младшего школьника  – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности – в играх, в труде, повседневной жизни.

            Актуальность дополнительной образовательной программы «Удивительный мир природы» в том, что обучающиеся с ЗПР, УО и слабослышащие получают дополнительные экологические знания: факты о многообразии видов и жизни животных ХМАО-Югры, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (способы добывание пищи, пищевые связи, размножение, убежища, жилища и т.д.) в доступной форме.

            Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР, УО и слабослышащих наиболее приемлемы игровые формы работы, беседа. Игровая деятельность включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Эффективность экологического воспитания и образования дошкольников и младших школьников с ЗПР, УО и слабослышащих целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.  Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Беседы на занятиях организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы, изучении лесных растений и животных ХМАО-Югры, при изучении объектов живой и неживой природы и др.  Педагог на занятиях руководит речевой деятельностью, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Беседы организуются на каждом занятии, в процессе  всего образовательного процесса, Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

            Формирование коллектива происходит на добровольных началах, к обучающимся применяется индивидуальный подход в соответствии с физиологическими, психофизическими и возрастными особенностями

Анализ результатов деятельности, обучающихся осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов (аттестация), которые проводятся в начале, середине и конце учебного года.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 5-8 лет, наполняемость учебных групп 10 - 15 человек.

 Срок реализации программы – 1 год, количество часов по программе 72, периодичность занятий - 2 раза в неделю по 1 часу.  

Цель программы: развитие мотивации обучающихся с ЗПР, УО и слабослышащих к изучению многообразия видов лесных животных и растений ХМАО-Югры.

            Задачи программы:

·         формировать знания об основных экологических группах лесных растений и животных ХМАО-Югры;

·         научить классифицировать объекты живой и неживой природы;

·         развивать у детей наблюдательность, умение логически мыслить, эмоционально-целостное отношения к природе;

·         воспитывать эмоционально – положительное отношение природе.

Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Состав группы – постоянный.

           

Тематическое планирование 1-го года обучения (1-го модуля)

п\п

 

Тема занятия

 

Количество часов

 

Примечание

всего

теория

практика

Вводное занятие.

1

1

 

Стартовая аттестация

1.       

Мир вокруг нас.

4

1

3

 

2.       

Что такое природа?

1

1

 

 

3.       

Живая и неживая природа.

1

 

1

 

4.       

Многообразие живых существ на Земле.

1

 

1

 

5.       

Обобщающее занятие по теме «Мир вокруг нас».

1

 

1

 

Осенние странички.

5

2

3

 

6.       

Изменения в неживой и живой природе осенью.

1

1

 

 

7.       

Дары осеннего леса.

1

1

 

 

8.       

Путешествие на грибную поляну.

1

 

1

 

9.       

Путешествие на ягодную поляну.

1

 

1

 

10.   

Обобщающее занятие по теме «Осенние странички»

1

 

1

 

Мир деревьев.

10

3

7

 

11.   

Что такое дерево?

1

1

 

 

12.   

Какие бывают деревья?

1

 

1

 

13.   

Лиственные деревья. Береза.

1

1

 

 

14.   

Лиственные деревья. Осина.

1

 

1

 

15.   

Лиственные деревья. Ива.

1

 

1

 

16.   

Лиственные деревья. Рябина.

1

 

1

 

17.   

Хвойные деревья. Ель и пихта.

1

1

 

 

18.   

Хвойные деревья. Кедр и сосна.

1

 

1

 

19.   

Хвойные деревья. Лиственница.

1

 

1

 

20.   

Обобщающее занятие по теме: «Мир деревьев»

1

 

1

 

Зимующие птицы нашего края.

11

3

8

 

21.   

Гости зимних кормушек.

 

1

 

 

22.   

Голубь.

 

 

1

 

23.   

Клёст.

 

1

 

 

24.   

Синица.

 

 

1

 

25.   

Снегирь.

 

 

1

 

26.   

Дятел.

 

 

1

 

27.   

Поползень.

 

 

1

 

28.   

Щегол.

 

 

1

 

29.   

Кедровка.

 

 

1

 

30.   

Филин.

 

1

 

 

31.   

Обобщающее занятие по теме: «Зимующие птицы».

 

 

1

 

Животные нашего края.

14

3

11

 

32.   

Кто такие звери?

 

1

 

 

33.   

Кто такие хищники?

 

1

 

 

34.   

Хозяин тайги - бурый медведь.

 

 

1

 

35.   

Серые разбойники - волки.

 

 

1

 

36.   

Рыжая хищница – лиса.

 

 

1

 

37.   

Лесная кошка – рысь.

 

 

1

 

38.   

Лесная акробатка – куница.

 

 

1

 

39.   

Подземный житель – крот.

 

 

1

 

40.   

Обыкновенный ёж.

 

 

1

 

41.   

Кто такие травоядные животные?

 

1

 

 

42.   

Лесные великаны: лось и олень.

 

 

1

 

43.   

Лесная хозяюшка – белка.

 

 

1

 

44.   

Запасливый бурундук.

 

 

1

 

45.   

Для чего зайцу две шубки.

 

 

1

 

46.   

Обобщающее занятие по теме: «Животные нашего края».

 

 

1

 

Весенний калейдоскоп.

2

1

1

 

47.   

Весенний калейдоскоп.

1

1

 

 

48.   

Вестники весны.

1

 

1

 

Перелётные птицы.

10

2

8

 

49.   

Вестники весны - перелётные птицы. 

1

1

 

 

50.   

Журавль.

1

 

1

 

51.   

Аист.

1

 

1

 

52.   

Цапля.

1

 

1

 

53.   

Гуси.

1

 

1

 

54.   

Утки.

1

 

1

 

55.   

Лебеди.

1

 

1

 

56.   

Трясогузка.

1

1

 

 

57.   

Кукушка.

1

 

1

 

58.   

Обобщающее занятие по теме: «Перелётные птицы»

1

 

1

 

Насекомые.

5

1

4

Промежуточная

аттестация

59.   

Кто такие насекомые?

1

1

 

 

60.   

Бабочки.

1

 

1

 

61.   

Жуки.

1

 

1

 

62.   

Муравьи.

1

 

1

 

63.   

Обобщающее занятие по теме: «Насекомые»

1

 

1

 

64.   

Итоговое занятие.

1

 

1

Итоговая аттестация

65.   

Массовые мероприятия.

8

2

6

 

66.   

Природоохранная акция «Кормушка»

3

1

2

 

67.   

Занятие: «Синичкин день».

1

1

 

 

68.   

Игра «Зимующие птицы»

 

 

1

 

69.   

Подкормите птиц зимой!

(конкурс листовок)

 

 

1

 

70.   

Природоохранная акция «В защиту хвойных деревьев».

2

0

2

 

71.   

Игра «С кем дружит ель?»

 

 

1

 

72.   

«Красавица  ель!» (конкурс рисунков.

 

 

1

 

73.   

Природоохранная акция

 « Берегите лес от огня!»

2

1

1

 

74.   

Беседа «Бегите лес от огня!»

 

1

 

 

75.   

Конкурс рисунков «Береги лес от огня!

 

 

1

 

76.   

Игра «Береги природу!»

1

 

1

 

77.   

Итого

72

19

53

 

 

Краткое содержание программы.

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы  и массовыми мероприятиями. Игры на знакомство и коммуникацию. Инструктаж по технике безопасности.

Мир вокруг нас. Представления о природе как составной части окружающего мира. Живая природа – животные, растения, грибы. Неживая природа – камень, водоемы, песок, воздух. Связь между живой и неживой природой. Многообразие живых существ на Земле. Классификация животных – млекопитающие, птицы, насекомые, паукообразные, рыбы. Домашние, дикие животные.

Практическая работа. Учебно – познавательная игра «Мир вокруг нас». Работа с дидактическими карточками. Дидактические игры: «Живое - неживое», «Воздух, земля, вода», «Береги живое», «Волшебный мешочек», «Где это случилось», «Дополни картинку», «Похожие признаки».

Осенние странички. Изменения в неживой и живой природе осенью. Дары осеннего леса. Грибы. Внешнее строение гриба. Съедобные (белый гриб, подосиновик, подберезовик) и ядовитые (мухомор, поганки). Ягоды. Съедобные (клюква, брусника, черника) и ядовитые (вороний глаз). Обобщающее занятие.

Практическая работа. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что в моей корзинке?», «Вспомним цвета осени», «Похожие признаки»,  «Грибное лото», «Ягодное лото», лото «Времена года», «Собери картинку», «В саду, на поле, в огороде». Ритмическая игра «Музыкальные объятия».  Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками.

Мир деревьев. Что такое дерево? (отличительные признаки дерева, как жизненной формы растения). Хвойные деревья. Особенности внешнего строения дерева, виды хвойных деревьев (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). Лиственные деревья. Особенности внешнего строения дерева, виды лиственных деревьев (береза, осина, рябина, ива).

Практическая работа.  Дидактические игры:  «С чьей ветки детки», «Топай - хлопай», «Собери картинку», «Что сначала, что потом?», «Третий лишний», «Назови и передай», «Лабиринт», «Имитация движений».  Чтение сказок В. Сутеева  «Ёлка», Вл. Зотова «Сосна», «Пихты», «Берёза», Ю. Могутина «Кедр», Г. Скребицкого «Ива и осина рассеивают семена». Разгадывание загадок про деревья. Рассматривание иллюстраций и гербария.  Ритмическая игра «Музыкальные объятия». Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками.

Зимующие птицы нашего края. Знакомство с представителями класса птицы, особенности внешнего вида птиц (окраска, величина, форма туловища, клюва), особенности жизнедеятельности зимующих птиц. Зимующие птицы нашего края: голубь, клёст, синица, снегирь, дятел, поползень, щегол, кедровка, филин. Помощь человека зимующим птицам.
Практическая работа. Дидактические игры: «У кормушки», «Четвёртый лишний», «Угадай по описанию», «Карточная викторина», «Разрезные картинки», «Птичье лото», «Зимующие-перелётные», Ритмические игры: «Дятел», «Снегири», «Синичка». Чтение сказок: Вл. Зотов «Поползень», «Клёст - еловик», «Синица», «Сова», Э. Шим  «Тяжёлая работа». Участие в природоохранной акции «Кормушка» (рисование листовок, изготовление кормушек). Разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.
Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками.

Животные нашего края.  Видовое разнообразие животных. Местообитания, образ жизни. Хищники: хозяин тайги - бурый медведь, серые разбойники – волки, рыжая хищница – лиса, лесная кошка – рысь, лесная акробатка – куница, подземный житель – крот, обыкновенный ёж. Травоядные: лесные великаны-лось и олень, лесная хозяюшка-белка, запасливый бурундук, заяц. Практическая работа. Дидактические игры: «Теремок», «Лесные полянки», «Чей хвост», «Найди маму», «Третий лишний»,  «Собери картинку», «Чей дом», «Береги природу», лото «Дикие животные», «Лесные прятки», «Угадай, кто я».  Ритмические игры: «Зайка», «Три медведя», «У лисицы острый нос», «Дождик и ёжик», Чтение сказок: В. Бианки «Хвосты»,Вл. Зотов «Лось», «Медведь», «Лиса», И. Соколов – Микимтов «Волки», Л. Яковлев  «Лисёнок», М. Пелейкая «Для чего зайцу две шубки».   Разгадывание загадок о животных. Рассматривание иллюстраций животных. Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками. Весенний калейдоскоп. Изменения в неживой и живой природе весной. Характерные особенности весенней природы, расширение представления о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась трава – запели птицы, люди заменили тёплую одежду на облегчённую. Природа региона весной. Практическая работа. Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе весной. Дидактические игры: «Лабиринт», «Что сначала, что потом», «Карточная викторина», «Времена года», «Разрезные картинки». Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками. Рассматривание иллюстраций.

Перелётные птицы.  Отличительные особенности внешнего вида,  питания, образа жизни перелётных птиц.  Перелётные птицы нашего края: журавль, аист, цапля, гуси, утки, лебеди, трясогузка, кукушка. Помощь человека перелётным птицам.

Практическая работа. Дидактические игры: «Птичье лото», «Угадай по описанию»,  «Чей клюв», «Чьи лапы», «Помоги найти маму», «Карточная викторина», «Разрезные картинки», «Голоса птиц». Ритмическая игра «Гуси- лебеди», Чтение сказок:  М. Пришвин «Журка», Ю. Дмитриев «Кукушка», И Соколов- Микитов «Плавунчик». Разгадывание загадок о перелётных птицах. Рассматривание иллюстраций перелётных птиц. Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками.

Насекомые. Кто такие насекомые?  (почему насекомых называют  насекомыми, чем насекомые отличаются от других живых существ, какую приносят пользу). Представители  насекомых – муравьи, жуки, бабочки (представление о внешнем виде насекомого - окраска, величина, форма туловища, выяснить, есть ли крылья, количество лапок).

Практическая работа. Дидактические игры « Четвёртый лишний», «Правила поведения на лугу», «Что сначала, что потом», лото «На лугу», «Разрезные картинки». Разгадывание загадок о насекомых. Рассматривание иллюстраций насекомых. Зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, речевая разминка. Работа с дидактическими карточками.

Массовые мероприятия.

Природоохранная акция «Кормушка»: занятие «Синичкин день», игра «Зимующие птицы», конкурс листовок «Подкормите птиц зимой!».

Природоохранная акция «В защиту хвойных деревьев»: игра «С кем дружит ель?», «Красавица  ель!» (конкурс рисунков).

Природоохранная акция «Берегите лес от огня!»: беседа «Бегите лес от огня!», конкурс рисунков «Береги лес от огня!

Игра «Береги природу!»

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговая аттестация.

Планируемые результаты освоения программы:

·        обучающиеся будут иметь представления о природе, объектах живой и неживой природы, классификации животных, о видовом составе животных и растений ХМАО-Югры;

·        будут знать: 5 хвойных и 4 лиственных деревьев; 2-3 съедобных и 1-2 ядовитых грибов; 3-5 насекомых;10 - 12 птиц; 10-12 млекопитающих;

·        будут развиты творческие способности посредством участия в природоохранных акциях.


Условия реализации программы

 

Материально- техническое оснащение:

- учебный кабинет;

- компьютер;

- мультимедиа проектор;

- фотоаппарат;

- увеличительные приборы (микроскоп, лупа).

Педагог дополнительного образования организует учебные занятия в детском объединении, проводит мероприятия воспитательного и профилактического направления: организует и проводит игры, природоохранные акции, мастер-классы.  


Формы аттестации

 

Мониторинг результатов освоения программы       

Время проведения

Цель проведения мониторинга

Формы мониторинга

Стартовая аттестация

В начале учебного года (сентябрь)

Определение уровня знаний

обучающихся.

Беседа

Итоговая аттестация

В конце учебного года (май)

Определение степени усвоения

обучающимися программного

материала.

 

 

 

 

 

 

Опрос,

наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения знаний, умений и навыков, обучающихся следующие показатели:

Высокий уровень: обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Средний уровень: обучающиеся частично владеют учебным материалом. Выполнение практической работы, работы с гербарием, коллекциями, дидактическими карточками происходит под наблюдением педагога или с помощью сверстника. Понимают связи живой и неживой природы. Имеют представления о растениях и животных ХМАО-Югры. Знают экологические проблемы и правила охраны природы.

Низкий уровень: обучающиеся слабо владеют учебным материалом и не в полном объеме, практическую работу выполняют только под наблюдением педагога.

Методические материалы

 

Методы для организации занятий обучения: словесный, наглядный, практический.

Методы, в основе которых лежит деятельность обучающихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.

Формы проведения занятий: викторина, выставка, практическое занятие, представление, занятие-игра, наблюдение, конференция, игра-путешествие, экскурсия, ярмарка, ринг, праздник, конкурс, круглый стол, мастер-класс, «мозговой штурм», сюжетно-ролевая игра, открытое занятие, размышление, консультация, презентация, игровая программа.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Для усвоения обучающимися учебного материала применяются дидактические пособия, игры, просмотр видеофильмов, создание проблемных ситуаций во время проведения занятий. Для стимулирования активности обучающихся на занятиях применяются методы: поощрение – может осуществляться посредством слов, жестов, мимики, оценок, публичной демонстрации достижений, предъявлении их в качестве примера для подражания другим обучающимся; внимание педагога или товарищей к действиям поощряемого, в результате чего обучающийся ощущает свои успехи, повышает веру в себя, свои возможности и способности; награда и благодарность – используется при достижении больших, существенных успехов обучающихся. Для проведения занятий используются авторская методика Т.В. Шпотовой «Цвет природы». 

 

Дидактическое обеспечение программы

 

Эффективности обучения способствует широкое использование:

- коллекции насекомых, грибов, спилов деревьев;

- гербария древесных и травянистых растений;

- видеофайлов;

- предметных картинок по изучаемым темам;

- тематических карточек - заданий;

- иллюстраций по изучаемым темам;

- раздаточного материала

- презентаций по темам.



Список литературы

Книги

  1. Наедине с природой: Книга для чтения/Сост. Гаврилова О. Н.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000.- 288 с.
  2. Рянжин С.В.. Экологический букварь - Санкт-Петербург Пит-Тал 1996-180с.
  3. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Научно-популярное издание для детей.- Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.-80с.
  4. Наедине с природой: Книга для чтения/Сост. Гаврилова О. Н.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000.- 288 с.
  5. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: Блок занятий «Я и природа»-М.: «Карапуз-дидактика», 2005.- 192 с.: ил.
  6. Самкова В.А.  Мы изучаем лес.- М; Центр «Экология и образование», 1993г.
  7. Шпотова Т.В. «Цвет природы»; «Времена года», «Игровая экология».

Нормативные  документы

  1. ФедеральныйЗаконРоссийскойФедерацииот29.12.2012г.№273 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2014 года №41;
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов.
  5. Целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий