Индивидуальный план работы педагогического работника
над темой самообразования
Конарева Н.А.
Ф.И.О. педагога: Конарева Наталия Алексеевна педагог
дополнительного образования
1.1.
Образование: в 2010 году окончила
Нижневартовский государственный гуманитарный университет по специальности «Педагогика
и методика дошкольного образования», квалификация «Организатор-методист
дошкольного образования».
https://cdt.edu-nv.ru/nash-kollektiv-dop/2698-rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav
Категория: высшая (28.09.2016)
Наличие
сайта (адрес сайта) _ https://konarevanaturalist.blogspot.com
Адрес
электронной почты_ konareva16@mail.ru
Тема
самообразования: «Использование
методов проблемного обучения на занятиях в детских объединениях
естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования».
Цель: показать роль и
значение проблемного обучения в формировании познавательного интереса и личностной мотивации обучающихся; развитие
мыслительных способностей детей.
Задачи самообразования по теме:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Разработать конспекты занятий и технологические карты с
использованием технологии проблемного обучения.
3. Апробировать разработанные конспекты на занятиях по
программам «Мир леса», «Азбука леса
Сроки реализации: 3 года.
1 этап.
Подготовительный |
|||
|
Содержание
работы |
сроки |
|
1.1. |
Определение темы, обоснование ее
актуальности и необходимости рассмотрения |
Форма представления/ результат
деятельности |
Ноябрь 2020 |
1.2. |
Постановка цели и задач |
Формулирование целей и задач |
декабрь2020 |
1.3. |
Составление плана работы по
самообразованию |
План |
Январь 2021 |
2 этап.
Аналитический |
|||
2.1. |
Изучение нормативной, методической,
психологической и другой литературы |
Интернет-ресурсы: http://50ds.ru/vospitatel/2825-ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-v-rabote-s-doshkolnikami.html http://festival.1september.ru/articles/532578/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/05/rol-tekhnologii-problemnogo-obucheniya http://www.edufacts.ru/lefabs-108-4.html http://xreferat.com/71/4325-2-ispol-zovanie-problemnogo-obucheniya-v-detskom-sadu.html Список использованной литературы Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.:
«Знание», 1983. - 96 с. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с
англ. М., 1999. - 489 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.
пособие. М., 1998. - 185 с. Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения. - М.: Просвещение,
1991. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие
для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский
центр «Академия», 2002. - 416 с. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие/Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005
|
Февраль 2020 |
2.2. |
Подбор материала по теме, подготовка
методических и дидактических разработок |
Методическая разработка |
Март -май 2021 |
3 этап. Организационный |
|||
3.1. |
Составление конспектов, формирование
учебно-методического комплекса |
Конспекты и технологические карты занятий |
2021-2022 учебный год |
3.2. |
Выбор формы работы: - творческая группа; - выступление на педсовете, заседании
отдела и т.д. - проведение открытого занятия или
мероприятия |
Выступление на заседании отдела |
Апрель 2022 |
4 этап.
Практический |
|||
4.1. |
Систематизация результатов работы |
Конспекты, технологические карты |
2022-2023 учебный год |
4.2. |
Отслеживание процесса, текущих и
промежуточных результатов. Корректировка работы. |
Участие обучающихся в конкурсах различного
уровня и природоохранных акциях. |
2022-2023 учебный год |
4.3. |
Апробация и внедрение результатов в практику педагогического
опыта и системы мер, направленных на решение проблемы. |
Проведение занятий по разработанным конспектам с
последующим анализом. |
2022-2023 учебный год |
5 этап.
Обобщающий |
|||
5.1. |
Выступление (семинар, педсовет,
конференция) |
Выступление на педсовете |
Май 2023 |
5.2. |
Портфолио (электронное) |
Размещение материалов по самообразованию
на блоге |
Апрель 2023 |
5.3. |
Подготовка материалов к публикации |
Публикация материалов на сайте «Инфоурок» |
Март 2023 |
5.4. |
Подготовка аттестационных материалов |
Отчет о самообследовании при прохождении аттестации |
|
Отчет по работе над темой самообразования педагога
натуралистического отдела Конаревой Н.А.
За 2020-2021
учебный год.
1. Обоснование выбора
темы.
В жизни наши дети
часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем
детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать,
поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за
возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы
считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными
разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи,
подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная
ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно
говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От
мастерства педагога зависит, заинтересует ли детей новый материал,
преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Проблемное обучение — это такая организация
взаимодействия с обучающимися, которая предполагает создание под руководством
педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную
деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога
изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом
виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же
такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в заключается в том,
что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям
возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и
умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность,
приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку
малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
2. Цель и задачи работы
над темой, сроки.
Цель: показать роль и значение
проблемного обучения в формировании познавательного интереса и личностной
мотивации обучающихся; развитие мыслительных способностей детей.
Задачи самообразования по теме:
1. Изучить
литературу по теме самообразования.
2. Разработать
конспекты занятий и технологические карты с использованием технологии
проблемного обучения.
3. Апробировать
разработанные конспекты на занятиях по программам «Мир леса», «Азбука леса
Сроки
реализации: 3 года.
3. Какая предусмотрена
(или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных
условиях.
Основные психологические условия для
успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать
целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную
познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы
обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но
достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность
обучающихся;
2. Формирование познавательного
интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие
мыслительных способностей детей.
4. Какой предполагается
результат и форма его представления.
Разработка дидактических и методических материалов по
теме самообразования (публикация материалов на блоге «Юный натуралист»,
выступление на совещании отдела, публикации на сайте «Инфоурок»).
Результативность деятельности за 2020-2021
учебный год
1.
Повышение
профессионального уровня:
Тема КПК, семинара, практикума, вебинара, |
Уровень |
Дата |
Кол-во часов |
В октябре 2020 прошла обучение
по программе «Цифровые трансформации в образовании: развитие цифровых
компетенций преподавателя». В декабре 2020 года прошла
обучение на Семинаре руководителей школьных лесничеств Югры. https://konarevanaturalist.blogspot.com/p/blog-page_29.html, https://cdt.edu-nv.ru/nash-kollektiv-dop/2698-rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav |
региональный |
Октябрь
2020
Декабрь
2020 |
16
часов
7
часов |
2.
Изучены
методические материалы по теме самообразования:
Название |
Автор |
Источник |
Интернет-ресурсы
Список использованной литературы Психология мышления
и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с. Проблемное обучение:
истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с. Психология и
педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. - 489 с. Современные
образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. - 185 с. Интенсификация
процесса обучения. - М.: Просвещение, 1991. Дошкольная
педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 4-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. Дошкольная
педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова. - Балашов:
Николаев, 2005
|
Брушлинский А.В.
Кудрявцев В.Т.
Дьюи Дж.
Селевко Г.К.
Бабанский Ю. Козлова С.А., Куликова Т.А.
Лобанова Е.А. |
http://50ds.ru/vospitatel/2825-ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-v-rabote-s-doshkolnikami.html http://festival.1september.ru/articles/532578/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/05/rol-tekhnologii-problemnogo-obucheniya http://www.edufacts.ru/lefabs-108-4.html http://xreferat.com/71/4325-2-ispol-zovanie-problemnogo-obucheniya-v-detskom-sadu.html
|
3.
Проведение
открытых учебных занятий или мероприятий:
Тема занятия/ мероприятия |
ДО |
Дата проведения |
«Лесные тайны» итоговое занятие по программе «Мир
леса» |
Шл.
«Бурундучок» |
15.05.21 |
4.
Разработаны
дидактические и методические материалы:
Название |
ДООП |
Вид материала |
Где
зимуют птицы. Кто такие птицы. Давайте с природой дружить. На лесной опушке.
Лекарственные растения. Берёза. Какие бывают ели. |
«Мир
леса» «Азбука
леса» |
Конспекты
занятий с использованием технологии проблемного обучения. |
5. Обобщение опыта работы по теме самообразования
(выступление на педсовете, семинаре, заседании; публикация):
Название мероприятия |
Уровень |
Дата |
Тема выступления, доклада, публикации |
Выступление
на заседании натуралистического отдела.
Публикации
на сайте «Инфоурок» |
Институциональный
Всероссийский
|
Февраль
2020
Январь
2020 |
Методическая разработка на тему «Использование методов
проблемного обучения на занятиях по программе «Мир леса» Программа
«Экология» Мероприятие
с родителями «Мы идём в поход» |
6.
Участие
в конкурсах, конференциях:
Название мероприятия |
Уровень |
Результат участия |
Региональный конкурс
«Моя Югра»- диплом 1 степени. Всероссийский конкурс проф мастерства
«Современный педагог»-диплом 1 степени. https://konarevanaturalist.blogspot.com/p/blog-page_9.html
|
Региональный
всероссийский |
Диплом
1 степени
Диплом
1 степени |
7.
Использование
современных образовательных технологий:
Название СОТ |
Цель использования |
ДООП |
Результативность |
При построении образовательного
процесса для развития индивидуальных особенностей обучающихся использую
современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии,
игровые технологии, технологию развивающего обучения,
проектно-исследовательскую технологию. |
Для развития индивидуальных особенностей обучающихся: формирование познавательного интереса или
личностной мотивации обучающихся; развитие мыслительных способностей детей.
|
«Мир
леса» «Азбука
леса» |
1.Высокая самостоятельность
обучающихся.
2. Формирование
познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся. 3. Обучающиеся показывают
положительную динамику усвоения программного материала. 4. Участвуя в конкурсах по
профилю деятельности обучающиеся занимают призовые места. https://konarevanaturalist.blogspot.com/2017/03/blog-post.html |
8.
Экспертная
деятельность (работа в жюри, экспертиза)
Название мероприятия |
Уровень |
|
Туристический слёт для детей и подростков и пропаганде
здорового образа жизни «В ритме жизни Городской семейный конкурс «Книга в моей
жизни». Городской семейный конкурс «Для
тебя, мама!».
|
Городской
Городской Городской |
|
Выводы
по окончании работы: В
течение 2020 2021 учебного года был составлен план по теме самообразования,
разработаны конспекты занятий с использованием технологии проблемного обучения.
Применение на занятиях технологии
проблемного обучения показало положительную динамику усвоения погромного материала, формирование
познавательного интереса, высокую самостоятельность обучающихся при выполнении
заданий.
Проблемы,
требующие дальнейшего решения: недостаточно учтены аспекты работы с детьми с особыми
образовательными потребностями (с повышенным уровнем интеллектуального
развития).Для решения этой проблемы в учебном процессе планирую применять на
учебных занятиях разнообразные нетрадиционные формы и методы, активизирующие
познавательную деятельность обучающихся, продолжить работу по профессиональному
росту, увеличение количества участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных
играх, научно - практических конференциях и дистанционных конкурсах.
Содержание деятельности
|
Период выполнения
|
Аттестация на высшую квалификационную категорию.
Прохождение курсов повышения
квалификации по теме: «Информационно-коммуникативные технологии в
деятельности педагога образовательной организации».
Методические учёбы плану методического и натуралистического
отделов.
Методическая учёба: «Аверс. Управление организацией
дополнительного образования детей».
Методическая учёба: «Особенности работы с
гиперактивными детьми». Методическая учёба: Организация
и проведение профилактических игр с детьми и подростками».
Методическая учёба: «Создание интерактивных приложений»
«Формирование коммуникативных качеству детей старшего
дошкольного возраста через общение с природой».
|
I полугодие
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
|
Интернет конкурсы
Участие в международном конкурсе «Интербриг».
Участие во всероссийском конкурсе «Рассударики».
Участие в окружном конкурсе «Благословляю Вас, леса!»
|
В
течение года
|
Работа в блоге
Создание блога «Юный натуралист». Создание
страничек в блоге.
|
В течение года
|
Открытое занятие
Проведение открытого занятия по программе «Мир
леса» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Синичкин день».
Проведение открытого занятия по программе «Юный
натуралист».
|
Ноябрь
Апрель
|
|
|
|
|
Взаимопосещение
занятий
Посещение занятий педагогов дополнительного
образования Центра детского творчества Кормщиковой О.В. и Сапрыкиной А.Р.
|
Декабрь
Март
|
Работа
с научной и методической литературой, интернет ресурсами:
Изучение
методической литературы по теме самообразования:
«Проектирование
уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
начальной школы»: сборник материалов / сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина,
А.В. Ильина, Ю.Ю. Баранова, Л.Н. Чипышева. В. А. Балдина, Л. И.Копотева, С.
В. Расчектаева, Т. А. Шатилов; под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск :
ПОЛИГРАФ-мастер, 2011. – 41 с.
|
В течение года
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий