Индивидуальный план работы педагогического работника 
над темой самообразования
Конарева Н.А.
Ф.И.О. педагога: Конарева Наталия Алексеевна педагог
дополнительного образования
1.1.           
Образование: в 2010 году окончила
Нижневартовский государственный гуманитарный университет по специальности «Педагогика
и методика дошкольного образования», квалификация «Организатор-методист
дошкольного образования».
https://cdt.edu-nv.ru/nash-kollektiv-dop/2698-rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav
Категория: высшая (28.09.2016)
                                                            
Наличие
сайта (адрес сайта) _ https://konarevanaturalist.blogspot.com
Адрес
электронной почты_  konareva16@mail.ru
Тема
самообразования: «Использование
методов проблемного обучения на занятиях в детских объединениях
естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования».
Цель: показать роль и
значение проблемного обучения в формировании познавательного интереса и личностной мотивации обучающихся; развитие
мыслительных способностей детей.
Задачи самообразования по теме: 
1.      Изучить литературу по теме самообразования.
2.      Разработать конспекты занятий и технологические карты с
использованием технологии проблемного обучения.
3.      Апробировать разработанные конспекты на занятиях по
программам «Мир леса», «Азбука леса
Сроки реализации: 3 года.
| 1 этап.
  Подготовительный | |||
| 
 | Содержание
  работы | сроки | |
| 1.1. | Определение темы, обоснование ее
  актуальности и необходимости рассмотрения | Форма представления/ результат
  деятельности  | Ноябрь 2020 | 
| 1.2. | Постановка цели и задач | Формулирование целей и задач | декабрь2020 | 
| 1.3. | Составление плана работы по
  самообразованию | План  | Январь 2021 | 
| 2 этап.
  Аналитический  | |||
| 2.1. | Изучение нормативной, методической,
  психологической и другой литературы | Интернет-ресурсы: http://50ds.ru/vospitatel/2825-ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-v-rabote-s-doshkolnikami.html      http://festival.1september.ru/articles/532578/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/05/rol-tekhnologii-problemnogo-obucheniya http://www.edufacts.ru/lefabs-108-4.html http://xreferat.com/71/4325-2-ispol-zovanie-problemnogo-obucheniya-v-detskom-sadu.html Список использованной литературы Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.:
  «Знание», 1983. - 96 с. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
  перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с
  англ. М., 1999. - 489 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.
  пособие. М., 1998. - 185 с. Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения. - М.: Просвещение,
  1991. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие
  для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский
  центр «Академия», 2002. - 416 с. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
  пособие/Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005 
 | Февраль 2020 | 
| 2.2. | Подбор материала по теме, подготовка
  методических и дидактических разработок  | Методическая разработка | Март -май 2021 | 
| 3 этап. Организационный | |||
| 3.1. | Составление конспектов, формирование
  учебно-методического комплекса | Конспекты и технологические карты занятий | 2021-2022 учебный год | 
| 3.2. | Выбор формы работы: - творческая группа; - выступление на педсовете, заседании
  отдела и т.д. - проведение открытого занятия или
  мероприятия | Выступление на заседании отдела | Апрель 2022 | 
| 4 этап.
  Практический  | |||
| 4.1. | Систематизация результатов работы | Конспекты, технологические карты | 2022-2023 учебный год | 
| 4.2. | Отслеживание процесса, текущих и
  промежуточных результатов. Корректировка работы. | Участие обучающихся в конкурсах различного
  уровня и природоохранных акциях. | 2022-2023 учебный год | 
| 4.3. | Апробация и внедрение результатов в практику педагогического
  опыта и системы мер, направленных на решение проблемы. | Проведение занятий по разработанным конспектам с
  последующим анализом. | 2022-2023 учебный год | 
| 5 этап.
  Обобщающий | |||
| 5.1. | Выступление (семинар, педсовет,
  конференция) | Выступление на педсовете | Май 2023 | 
| 5.2. | Портфолио (электронное) | Размещение материалов по самообразованию
  на блоге | Апрель 2023 | 
| 5.3. | Подготовка материалов к публикации | Публикация материалов на сайте «Инфоурок» | Март 2023 | 
| 5.4. | Подготовка аттестационных материалов | Отчет о самообследовании при прохождении аттестации | 
 | 
Отчет по работе над темой самообразования педагога
натуралистического отдела Конаревой Н.А.
 За 2020-2021
учебный год.
1.      Обоснование выбора
темы.
В жизни наши дети
часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем
детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать,
поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за
возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы
считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными
разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи,
подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная
ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно
говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От
мастерства педагога зависит, заинтересует ли детей новый материал,
преподнесённый в виде проблемы, или нет. 
 Проблемное обучение — это такая организация
взаимодействия с обучающимися, которая предполагает создание под руководством
педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную
деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога
изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом
виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же
такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в заключается в том,
что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям
возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и
умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность,
приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку
малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
2.      Цель и задачи работы
над темой, сроки.
Цель: показать роль и значение
проблемного обучения в формировании познавательного интереса и личностной
мотивации обучающихся; развитие мыслительных способностей детей.
Задачи самообразования по теме: 
1.   Изучить
литературу по теме самообразования.
2.   Разработать
конспекты занятий и технологические карты с использованием технологии
проблемного обучения.
3.   Апробировать
разработанные конспекты на занятиях по программам «Мир леса», «Азбука леса
Сроки
реализации: 3 года.
3.      Какая предусмотрена
(или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных
условиях.
Основные психологические условия для
успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать
целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную
познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы
обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но
достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность
обучающихся;
2. Формирование познавательного
интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие
мыслительных способностей детей.
4.      Какой предполагается
результат и форма его представления.
Разработка дидактических и методических материалов по
теме самообразования (публикация материалов на блоге «Юный натуралист»,
выступление на совещании отдела, публикации на сайте «Инфоурок»).
 Результативность деятельности за 2020-2021
учебный год
1.     
Повышение
профессионального уровня:
| Тема КПК, семинара, практикума, вебинара,  | Уровень  | Дата  | Кол-во часов | 
| В октябре 2020 прошла обучение
  по программе «Цифровые трансформации в образовании: развитие цифровых
  компетенций преподавателя». В декабре 2020 года прошла
  обучение на Семинаре руководителей школьных лесничеств Югры. https://konarevanaturalist.blogspot.com/p/blog-page_29.html, https://cdt.edu-nv.ru/nash-kollektiv-dop/2698-rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav | региональный | Октябрь
  2020 
 Декабрь
  2020  |  16
  часов 
 7
  часов | 
2.     
Изучены
методические материалы по теме самообразования:
| Название | Автор | Источник | 
| Интернет-ресурсы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Список использованной литературы Психология мышления
  и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с. Проблемное обучение:
  истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с. Психология и
  педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. - 489 с. Современные
  образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. - 185 с. Интенсификация
  процесса обучения. - М.: Просвещение, 1991. Дошкольная
  педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 4-е изд.,
  стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.  Дошкольная
  педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова. - Балашов:
  Николаев, 2005 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Брушлинский А.В. 
 
 Кудрявцев В.Т. 
 
 Дьюи Дж. 
 Селевко Г.К. 
 
 Бабанский Ю. Козлова С.А., Куликова Т.А. 
 
 
 Лобанова Е.А. | http://50ds.ru/vospitatel/2825-ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-v-rabote-s-doshkolnikami.html      http://festival.1september.ru/articles/532578/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/05/rol-tekhnologii-problemnogo-obucheniya http://www.edufacts.ru/lefabs-108-4.html http://xreferat.com/71/4325-2-ispol-zovanie-problemnogo-obucheniya-v-detskom-sadu.html 
 | 
3.     
Проведение
открытых учебных занятий или мероприятий:
| Тема  занятия/ мероприятия | ДО | Дата проведения | 
| «Лесные тайны» итоговое занятие по программе «Мир
  леса» | Шл.
  «Бурундучок» | 15.05.21 | 
4.     
Разработаны
дидактические и методические материалы:
| Название | ДООП | Вид материала | 
| Где
  зимуют птицы. Кто такие птицы. Давайте с природой дружить. На лесной опушке.
  Лекарственные растения. Берёза. Какие бывают ели.   | «Мир
  леса» «Азбука
  леса» | Конспекты
  занятий с использованием технологии проблемного обучения. | 
5.      Обобщение опыта работы по теме самообразования
(выступление на педсовете, семинаре, заседании; публикация): 
| Название мероприятия | Уровень  | Дата | Тема выступления, доклада, публикации | 
| Выступление
  на заседании натуралистического отдела. 
 Публикации
  на сайте «Инфоурок» | Институциональный 
 
 Всероссийский
   | Февраль
  2020 
 Январь
  2020 | Методическая разработка на тему «Использование методов
  проблемного обучения на занятиях по программе «Мир леса» Программа
  «Экология»  Мероприятие
  с родителями «Мы идём в поход» | 
6.     
Участие
в  конкурсах, конференциях:
| Название мероприятия | Уровень | Результат участия | 
| Региональный конкурс
  «Моя Югра»- диплом 1 степени.  Всероссийский конкурс проф мастерства
  «Современный педагог»-диплом 1 степени. https://konarevanaturalist.blogspot.com/p/blog-page_9.html                         
 | Региональный 
 всероссийский | Диплом
  1 степени 
 Диплом
  1 степени | 
7.     
Использование
современных образовательных технологий:
| Название СОТ | Цель использования | ДООП | Результативность | 
| При построении образовательного
  процесса для развития индивидуальных особенностей обучающихся использую
  современные образовательные технологии: технология проблемного обучения,  информационно-коммуникативные технологии,
  игровые технологии, технологию развивающего обучения,
  проектно-исследовательскую технологию. | Для развития индивидуальных особенностей обучающихся:   формирование познавательного интереса или
  личностной мотивации обучающихся;  развитие мыслительных способностей детей. 
 | «Мир
  леса» «Азбука
  леса» | 1.Высокая самостоятельность
  обучающихся. 
 2. Формирование
  познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся. 3. Обучающиеся показывают
  положительную динамику усвоения программного материала. 4. Участвуя в конкурсах по
  профилю деятельности обучающиеся занимают призовые места. https://konarevanaturalist.blogspot.com/2017/03/blog-post.html | 
8.     
Экспертная
деятельность (работа в  жюри, экспертиза)
| Название мероприятия | Уровень | 
 | 
| Туристический  слёт для детей и подростков и пропаганде
  здорового образа жизни «В ритме жизни  Городской семейный конкурс «Книга в моей
  жизни». Городской семейный конкурс «Для
  тебя, мама!». 
 | Городской 
 Городской Городской | 
 | 
Выводы
по окончании работы: В
течение 2020 2021 учебного года был составлен план по теме самообразования,
разработаны конспекты занятий с использованием технологии проблемного обучения.
Применение на  занятиях технологии
проблемного обучения показало положительную динамику усвоения  погромного материала, формирование
познавательного интереса, высокую самостоятельность обучающихся при выполнении
заданий. 
Проблемы,
требующие дальнейшего решения: недостаточно учтены аспекты работы с детьми с особыми
образовательными потребностями (с повышенным уровнем интеллектуального
развития).Для решения этой проблемы в учебном процессе планирую применять на
учебных занятиях разнообразные нетрадиционные формы и методы, активизирующие
познавательную деятельность обучающихся, продолжить работу по профессиональному
росту, увеличение количества участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных
играх, научно - практических конференциях и дистанционных конкурсах. 
 
| 
Содержание деятельности | 
Период выполнения | 
| 
Аттестация на высшую квалификационную категорию. 
Прохождение курсов повышения
  квалификации по теме: «Информационно-коммуникативные технологии в
  деятельности педагога образовательной организации». 
Методические учёбы  плану методического и натуралистического
  отделов. 
Методическая учёба: «Аверс. Управление организацией
  дополнительного образования детей». 
Методическая учёба: «Особенности работы с
  гиперактивными детьми». Методическая учёба: Организация
  и проведение профилактических игр с детьми и подростками». 
Методическая учёба: «Создание интерактивных приложений» 
«Формирование коммуникативных качеству детей старшего
  дошкольного возраста через общение с природой». | 
I полугодие 
Октябрь 
Ноябрь 
Ноябрь  
        Декабрь  
Декабрь | 
| 
        Интернет конкурсы 
Участие в международном конкурсе «Интербриг». 
Участие во всероссийском конкурсе «Рассударики». 
 Участие в окружном конкурсе «Благословляю Вас, леса!» | 
В
  течение года | 
| 
          Работа в блоге 
      Создание блога «Юный натуралист». Создание
  страничек в блоге. | 
В течение года | 
| 
         Открытое занятие 
Проведение открытого занятия по программе «Мир
  леса» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Синичкин день». 
Проведение открытого занятия по программе «Юный
  натуралист». | 
Ноябрь 
Апрель | 
|  | |
|  | |
| 
Взаимопосещение
  занятий 
Посещение занятий педагогов дополнительного
  образования Центра детского творчества Кормщиковой О.В. и Сапрыкиной А.Р. | 
Декабрь 
Март | 
| 
Работа
  с научной и методической литературой, интернет ресурсами: 
Изучение
  методической литературы по теме самообразования: 
«Проектирование
  уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
  начальной школы»: сборник материалов / сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина,
  А.В. Ильина, Ю.Ю. Баранова, Л.Н. Чипышева. В. А. Балдина, Л. И.Копотева, С.
  В. Расчектаева, Т. А. Шатилов; под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск :
  ПОЛИГРАФ-мастер, 2011. – 41 с. | 
В течение года | 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий