Урок 47, 48. Тема: Взаимодействие зверей с другими живыми
существами и объектами неживой природы.
Форма проведения: заочное путешествие в лес, на луг, к водоёму.
Ход занятия:
2. Путешествие по станциям
·
Станция «Угадайка»
-
Приветствую вас на станции «Угадайка». Здесь приготовлены вопросы с терминами,
которые встретятся на нашем занятии. Чтобы вы не растерялись, подробнее о них
поговорим.
1.
Растительный
мир нашей планеты – мир растений.
2.
Животный мир
нашей планеты – мир животных.
3.
Как называют
растения и животных одного района?
4.
Обширная
местность, занятая деревьями, кустарниками и травами.
5.
Большие
участки, занятые травянистыми растениями. Тянутся по берегам рек и озёр, могут
быть заливными, суходольными, покосными.
6.
Как назвать,
одним словом, ручей, речку, море, даже океан. Может быть природным и
искусственным.
7.
Наука
сложная и важная. Очень нужная в наше время – о взаимосвязях в природе, об
отношении человека и окружающей среде.
Проверь
себя:
Ответы: флора, фауна, природное сообщество, лес, луг,
водоем, экология.
·
Станция «Лесная»
·
Нас
встречают представители этого сообщества. Кто они? Узнаем, отгадав загадки:
«Никто не
пугает, а вся дрожит»
«Серовато,
зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет»
(волк)
«Что это за зверь
лесной встал, как столбик под сосной, и стоит среди травы – уши больше головы?»
(заяц)
Представители данного сообщества приготовили для вас свои задания.
Заяц
-Слепыми или
зрячими рождаются зайчата?
(зрячими)
-Куда зайцу
удобнее бежать – с горы или в гору?
(в гору, задние лапы развиты сильнее)
-Все ли
зайцы зимой белы?
(беляки – белеют, русаки остаются серыми)
-Зачем зайцу
большие уши?
(чтобы не перегреться, он ими потеет)
Осина
-Кто из
животных любит полакомиться осиновыми веточками?
(зайцы, олени, лоси, бобры строят из
осиновых веток свои «дворцы»)
-Из
древесины какого дерева делают спички?
(для спичек
нет лучше дерева, чем осина)
-Чего боится
осинка?
(молодые осинки часто погибают от жары и
жажды)
«Дрожит как
осиновый лист» - часто говорят люди. Виноваты в этом черешни листьев – длинные
и тонкие. Поэтому листья очень неустойчивые и дрожат.
Экологические
задачи.
1.
Люди нередко
меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом. Представьте, что белка
захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Могут ли они это сделать?
(нет, у них разная среда обитания)
2.
В одном лесу
вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал погибать, чахнуть. Почему?
(птицам
негде устраивать гнёзда, они покинут лес, жуки-короеды будут размножаться)
·
Как связаны
растения и животные в лесу?
·
(пищевыми цепочками)
·
С чего
обычно начинаются цепи питания? Почему?
·
(с растений)
·
Что
произойдёт с цепью, если мы уберём одно звено?
·
(зайца
убрать из пищевой цепи) – цепь питания прервётся
- Составьте
2 цепи питания, сложившиеся в лесу.
Вывод: в природе всё взаимосвязано.
Станция «Луговая»
-Нас
встречают представители этого сообщества.
Кто они?
«Травянистые
растения с яркими лепестками»
(цветы)
«С ветки на
тропинку, с травки на былинку,
Прыгает
пружинка – зелёная спинка»
(кузнечик)
«Она, как
змейка, в траве мелькнёт,
Хвостом
виляет, хвост оторвёт – другой наживёт»
(ящерица)
·
Давайте
выполним задания представителей этого сообщества.
Ящерица
·
Всегда ли
ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
·
(нет, только, если ей больно)
·
Умеет ли
ящерица плавать?
·
(да)
·
Дружат ли
ящерицы со змеями?
·
(нет, они их боятся, особенно любят поедать
ящериц гадюки)
Кузнечик
·
Где у
кузнечика ухо?
·
(на голенях
передней пары ног)
·
Умываются ли
кузнечики?
·
(да,
расправившись с добычей, обкусывают и чистят передние лапки)
·
Летают ли
кузнечики?
·
(да, но очень низко над землёй)
Цветок
(экологические задачи)
1.
К чему
приведёт полное исчезновение лягушек?
(водоплавающие
птицы останутся без еды)
2.
Почему
нельзя жечь прошлогоднюю траву на лугу?
(там могут быть насекомые).
·
Какие
растения можно встретить на лугу?
·
Чем
привлекают растения насекомых?
·
(яркой окраской лепестков, ароматом)
- Составьте
цепь питания на лугу.
Станция
«Речная»
- Приветствую
вас на станции «Речная».
«Какая птица
не имеет голоса?»
(аист)
«Как бульк в
воду»
(лягушка)
«В мае
месяце появляется не рак, не птица, не зверь, не человек. Нос долог, голос
тонок, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт»
(комар)
·
Какие
задания нас ожидают на этой станции?
Комар
·
Кто кусает
самец или самка комара?
(самка)
·
Чем питаются
самцы?
(нектаром и соками растений)
·
Чем комар
может быть полезен?
(может
опылять растения)
Лягушка
·
Чем
лягушачья икра отличается от жабьей?
(лягушачья свободно плавает в воде, а жабья
прикреплена к подводным травам)
·
Какие ноги
вырастают у головастиков раньше – передние или задние?
(задние)
·
Куда
исчезают на зиму лягушки?
(под камни, в ямы, в тину, под мох, иногда в
погреба)
·
Что будет с
лягушкой, если её откопать из-под снега и поднести к огню? (от быстрого
изменения температуры она погибнет)
Аист
Экологические
задачи:
1.
К чему это
приведёт?
выловили
всех раков
(станет много
больных рыб)
2. озеро начало зарастать камышом,
рогозом, тростником
(начинается образование болота)
3. выловили все ракушки
(водоём
лишится «чистильщиков»)
4. После вырубки деревьев по берегам,
река начала мелеть. Почему это произошло?
(деревья
своими корнями удерживали влагу)
5. Сравни 2 водоёма. В одном светлая
вода, хорошо развиваются растения, много рыб и других водных обитателей. В
другом водоёме вода мутная, большое загрязнение и рыб мало.
6. Почему? (главная причина –
загрязнение водоёма)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Посетив
сообщества, выделим главное:
В окружающем
мире все явления живой и неживой природы взаимосвязаны:
тепло лучей солнца
и влага дождя
дают возможность расти и
развиваться растениям,
насекомые опыляют растения,
растительноядные животные питаются растениями,
их в свою очередь поедают хищники.
Богатства Земли исчерпываются
быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так
давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица
Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица или растение. Давайте будем помнить,
что каждое животное или растение неповторимо.
Урок № 48
Проверь себя!
Самостоятельное выполнение.
Тест по теме «Взаимосвязи растений и
животных в природе»
1. С чего чаще всего начинается цепь
питания? ______________________
2. Что произойдёт с этой цепью, если
исчезнет любое звено? __________
3. Если пищи достаточно, будет ли
меняться природное сообщество? ______
4. Что можно назвать природным
сообществом?
·
такого нет в
природе
·
Все животные
и растения одного района
·
Это может
быть и у людей, которые живут дружно
5. Что может нарушить природное
равновесие в сообществе?
·
болезни
животных или растений
·
привезли
новое животное
·
загрязнение
окружающей среды человеком
·
природное
равновесие нарушить нельзя
6. К чему может привести лесной пожар
(дополни):
Пожар –
губит ………… - уменьшает количество ……………
7. К чему ведёт неумеренный вылов рыбы?
·
в магазине
будет больше рыбных консервов
·
рыба не в
состоянии увеличивать свою численность
·
лучше будут
расти водоросли
8. Найди ошибки в цепи питания. Составь
эти цепи правильно.
Сосна –
дятел – жук-короед
_________________________
Цапля –
комар – лягушка
_________________________
9. Дополни схемы:
Яйцо - ……………
- взрослая птица
Икринки -
……………. – взрослая лягушка
……………… -
малёк – взрослая рыба
Подведение
итогов занятия.
Учитель: Богатства Земли исчерпываются
быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так
давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица
Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица или растение. Давайте будем
помнить, что каждое животное или растение неповторимо.
Запомни!
Примеры связи между живой и неживой природой:
·
Рыба плавает
в воде;
·
Собака пьёт
воду;
·
Человек ест
яблоко;
Примеры связи между животными и растениями:
·
Корова ест
траву;
·
Птица и
червяк;
Примеры связи между животными:
·
Кошка
поймала мышку;
·
Волк съел
косулю;
·
Лиса гонится
за зайцем;
Примеры связи между природой и человеком:
·
Человек
посадил яблоню;
·
Человек
срубил дерево;
·
Человек
срезал гриб;
Комментариев нет:
Отправить комментарий