Зимующие птицы.
Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые родители!
Сегодня мы продолжим разговор о зимующих птицах.
Задание № 1. Пройди по ссылке и определи зимующих птиц по внешнему виду.
Давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит.
- А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
- В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.
- Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом.
- Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая.
- Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают.
- Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.
- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.
- Все догадались, о ком идет речь? Конечно, о воробьях.
- Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
- Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно воробью зимой и будьте готовы ответить на вопросы.
- В стихотворении вам встретятся слова - подвода и поклажа. Подвода – грузовая конная повозка. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.)
- Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? (Ответы детей.)
- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.
6. Беседа: «Забота о зимующих птицах».
- Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
7. Советы орнитолога.
- Давайте послушаем советы орнитолога. Орнитология – раздел по зоологии, изучающий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица), логос (учение).
1 учащийся: Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.
2 учащийся: Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.
3 учащийся: Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.
4 учащийся: А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.
8. Заключение.
- Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
-
Комментариев нет:
Отправить комментарий